Тюдор [англ. Elizabeth I Tudor] (7.09.1533, Гринвич - 24.03.1603, Ричмонд), кор. Англии (c 17 нояб. 1558), во время правления к-рой окончательно сформировалась Церковь Англии. Е. была дочерью Генриха VIII от его 2-го брака с Анной Болейн, не признанного католич. Церковью. После казни кор. Анны Генрих объявил Е. незаконнорожденной, что было закреплено актом парламента. Однако позднее она была вновь включена в число офиц. наследников престола вслед за братом (впосл. кор. Эдуард VI) и старшей сестрой (впосл. кор. Мария Тюдор). Е. получила образование под рук. кембриджского грециста Дж. Чика, его ученика У. Гриндала, а позднее теоретика педагогики Р. Эскема. Программа обучения принцессы включала изучение древних и новых языков (франц. и итал.), произведений классических авторов, упражнения в риторике и искусстве эпистолографии. Самое раннее письмо Е., написанное на итал. языке, датируется 1544 г. Важная роль в обучении отводилась изучению текстов Свящ. Писания, комментариев на них и богословской назидательной лит-ре. В 1544 г. Е. перевела с франц. нравоучительную поэму Маргариты Ангулемской, кор. Наварры, «Зерцало грешной души» (The Mirror or a Glass of the Sinful Soul). Спустя 4 года этот перевод был опубликован протестант. теологом и писателем Дж. Бейлом под названием «A Godly Meditacyon on the Cristen Sowle…». В 1546 г. принцесса подарила отцу выполненный ею перевод на лат., франц. и итал. языки труда Екатерины Парр «Молитвы и размышления» (Prayers and Meditations), а Екатерине Парр - перевод 1-й гл. «Наставления в христианской вере» Ж. Кальвина. В период правления Марии Тюдор, восстановившей в Англии католич. Церковь, Е., воспитанная в протестант. вере, была заключена в Тауэр по подозрению в гос. измене, где под страхом смертной казни приняла католичество.
В 1558 г., после смерти бездетной сестры, она унаследовала престол. 17 нояб., день ее воцарения, со временем превратился в национальный праздник, к-рый отмечался до XVIII в. как триумф протестант. веры. Коронация Е. состоялась 16 янв. 1559 г. в Вестминстерском аббатстве. С восшествием Е. на престол была восстановлена англикан. Церковь, был вновь принят Акт о супрематии с нек-рыми изменениями (SR 1 Eliz., c. 1) и «Акт о единообразии [богослужения]» (SR 1 Eliz., c. 2) (1559), к-рое должно было совершаться на основе «Книги общих молитв» 1552 г. В 1563 г. конвокация духовенства одобрила «Тридцать девять статей», изложение англикан. вероучения, сохраняющее свою силу и в наст. время. При Е. окончательно сформировалась национальная Церковь Англии, разделяющая многие общие положения протестант. догматики (как лютеран., так и кальвинист.), но сохранившая епископальную орг-цию, иерархию духовенства и пышное богослужение, близкое к католич. богослужению. Церковное устройство елизаветинского времени нередко характеризуется как via media - серединный путь между католичеством и более радикальными протестант. течениями - цвинглианством и кальвинизмом (см. ст. Англиканская Церковь). В начале правления королева предпочитала именоваться не «главой Церкви», а ее «верховной правительницей» (Supreme Governor). С 70-х гг. XVI в. она отбросила сомнения, связанные с тем, что женщина не может возглавлять Церковь. Это отвечало интересам умеренных протестантов, признававших Е. богоизбранной правительницей и законной наследницей «имперской» короны Англии. Статус королевы-девственницы подкреплял ее претензии на супрематию в церковных делах.
Хотя осторожная религ. политика позволила Е. сохранять гражданский мир между подданными разных конфессий в течение 20 лет, компромиссный характер елизаветинского англиканства не удовлетворял католиков и пуритан (см. ст. Пуританизм) - сторонников дальнейшего реформирования Церкви, придерживавшихся в основном кальвинист. взглядов. В 1569 г. католич. дворянство сев. графств подняло восстание. После его подавления властями Римский папа Пий V издал буллу «Regnans in Excelsis» (1570), подвергнув королеву отлучению и призвав к ее свержению. В 70-80-х гг. нарастание угрозы со стороны католич. держав, попытки организовать восстание в Ирландии и ряд покушений на жизнь Е. вынудили королеву ограничить права католиков, одновременно с этим она все решительнее пресекала попытки пуритан критиковать офиц. Церковь. В 1571 г. «Тридцать девять статей» были подтверждены статутом парламента вопреки ожиданиям радикально настроенных протестантов, предлагавших королеве пересмотреть «Книгу общих молитв» в кальвинист. духе. Гонения, обрушившиеся на пресвитериан (см. Пресвитерианство), выступавших за организационное реформирование Церкви, отмену священства и создание национального синода независимых религ. общин, вызвали протесты в парламенте в 1580-1590 гг. и рост оппозиционных настроений среди убежденных кальвинистов. Е. видела в их призывах к упразднению иерархии духовенства угрозу офиц. Церкви и собственным позициям как ее главы. Королева не одобряла иконоборчество времен ранней Реформации, к-рое повлекло за собой невосполнимые культурные утраты, и не допустила его повторения. Важным начинанием ее культурной и религ. политики стало новое офиц. издание Библии на англ. языке. Она получила название «Епископская Библия» (Bishops' Bible) из-за того, что над ней работала группа епископов во главе с архиеп. Мэтью Паркером. До конца века она переиздавалась 18 раз. Е. не препятствовала публикации в Англии и т. н. Женевской Библии.
Конфессиональный фактор оказывал постоянное воздействие на внешнюю политику елизаветинской Англии. В 1560-1570 гг. вслед. попыток англ. купечества проникнуть в испан. колонии в Новом Свете напряженность в англо-испан. отношениях нарастала. Негласное поощрение англ. купцов со стороны Е. привело к распространению англ. пиратства в Атлантике и к необъявленной англо-испан. войне на морских путях. Ряд ударов был нанесен испанцам Ф. Дрейком во время его кругосветного рейда в 1577-1580 гг, после к-рого королева, пайщица мн. каперских антииспан. экспедиций, посетила его корабль и собственноручно произвела Дрейка в рыцари. В Нидерландах Е. поддерживала протестантов, восставших против испан. кор. Филиппа II. В 1588 г. испан. флот направился к англ. берегам, но был разбит. Поражение испан. «Великой армады» закрепило за Англией статус новой владычицы морей, обеспечив Е. роль лидера протестант. сил в Европе.
В течение мн. лет королева вела переговоры о потенциальном браке с католич. государями: с представителями испан. и австр. Габсбургов, с принцами франц. дома Валуа. Ее отказ принять решение в пользу одного из них мог привести к тому, что в случае смерти бездетной Е. англ. престол перешел бы к монарху-католику. Среди возможных претендентов на англ. престол была кор. Шотландии католичка Мария Стюарт. Однако, покинув свою страну после начала восстания подданных-протестантов, Мария была вынуждена искать убежища в Англии, где провела более 20 лет. С одной стороны, происки католиков, с другой - опасения англичан относительно планов шотл. королевы свергнуть Е. и реставрировать католицизм в Англии привели к тому, что в 1587 г. под сильным давлением общественного мнения Е. подписала смертный приговор Марии Стюарт, способствовав т. о. резкому обострению отношений Англии с Испанией и др. католич. державами.
В сфере экономической политики Е. была убежденной протекционисткой. Ее правление было отмечено торговой экспансией англ. купечества, к-рое осваивало рынки Сев. Африки, Леванта, Персии, Индии, а также попытками колонистов основать поселения в Новом Свете (в Сев. Америке была основана колония, названная в честь королевы-девственницы Виргинией).
Е. покровительствовала поэтам и драматургам, к-рые не только посвящали ей творения, но и делали ее главным персонажем аллегорических произведений (напр., в «Майской королеве» Ф. Сидни, «Королеве Фей» Э. Спенсера, «Эндимионе и Фебе» М. Дрейтона, «Океане и Цинтии» У. Рэли, «Гимнах к Астрее» Дж. Дэвиса и др.). Королевский патронат распространялся на сферу театра (Е., ее придворные и совет неоднократно поддерживали ведущие лондонские труппы, защищая от нападок пуритан) и науки. Е. покровительствовала математику и астроному Дж. Ди, который был ее офиц. астрологом, регулярно посещала Оксфордский и Кембриджский ун-ты, была основательницей Тринити-колледжа в Дублине. В придворной среде сформировался своеобразный культ королевы, опиравшийся на систему понятий и символический язык, заимствованные из античной мифологии и классической литературной традиции: королеву прославляли в образах Минервы, Венеры, Дианы-Цинтии, Астреи, весталки, амазонки и т. д. (напр., художники Н. Хиллиард и А. Оливер). В растиражированных портретных гравюрах и в книжной иллюстрации (включая иллюстрации к офиц. изданиям Библии) королеву окружали традиц. христ. символы - меч и книга, аллегорические фигуры христ. добродетелей. Ее представляли как главу Церкви и подательницу слова Божия, как протестант. святую и правительницу, посланную Провидением для спасения «избранной нации», подобно благочестивым ветхозаветным царям.